Изделия из капа, обработка

изделия из капа

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

березовый кап

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

мебель из капа, капокорень

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной  ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

обработка капа, текстура

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

изделия из капа, шкатулки

поделки из капа, шахматы

рукоятка для ножа из капа, изделия из капа

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

изделия из капа и капо-корня

изделия из березового капа и капо-корня

Скульпрура из капа

6 комментариев: Изделия из капа, обработка

Страница 1 из 11
  • Ангелина говорит:

    Немногие люди занимаются таким ремеслом, а на пилорамах их вообще выбрасывают или сжигают

  • Павел говорит:

    Действа по выварке капов в солёной воде, многолетней сушке, запарке в стружках и т.п. — суть бессмысленное «колдовство», отвращающее людей связываться с наростами.
    Варка нужна только в случае, если надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины.

    В остальных случаях замените выварку на СВЧ прогрев капа с последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет капу лучше придавать на стадии прокраски готового изделия с последующей тонкой шлифовкой и полировкой.
    1. Прокрашивание лучше осуществлять жирорастворимыми красителями. Остальные так или иначе маскируют текстуру материала.
    2. Можно использовать «внутренние» возможности древесины к проявлению её текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из них имеет свои области и направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании придаёт капу цвета от жёлтых до медовых и далее — до тёмнокоричневых. Нагревание можно осуществлять «сухим» пропариванием или вывариванием в масле. Последнее само даёт красители при подгорании: чем старее (чернее) масло, тем лучше.
    Лигнин, как производное от оксикоричного спирта, хорошо связывает ионы металлов, например железа, но об этом здесь уже писали — как протравливать поверхность солями железа. Скажу лишь, что дополнительная термическая обработка древесины, пропитанной некоторыми ионами металлов, даёт красивый контрастный чёрно-белый рисунок поверхности. Но при этом теряется «глубина», перламутровость капа.

    • Александр говорит:

      К чему такие безапелляционные заявления на счет варки заготовки?Как правило,такие заявления делают люди,сами не имеющие опыта в этом деле.Я достаточно много работаю с сувелями и капами и смею Вас заверить,что варка в соленой воде-отличный способ сушки.А если нужно еще при этом и окрасить древесину,то в раствор добавляют опилки или кору.Именно они красят заготовку.Пробовал я и сушку в печке СВЧ.Да,метод пригоден,но только для небольших заготовок.

      • Павел говорит:

        Смею Вас заверить, что работаю по капу с 93-го. И технологию полностью сам разрабатывал — как профессиональный химик (тогда ещё не было чудо-интернета:)).
        Не нашёл разницы между «пассивной» сушкой капа с покрытым нитролаком спилом и «сушкой» вываркой. Хлопот только меньше. Изделия предпочитаю прокрашивать уже после их изготовления: легко менять палитру и полутени, из одного куска можно делать изделия с разной насыщенностью цветов, а не как повезёт в «традиционной» технологии.

  • Павел говорит:

    …вот и сейчас взглянул на кусочек размером с голову, пропаренный 40 мин в СВЧ в 4 подхода с промежуточной выдержкой для выхода пара. Через две недели он сухой, без трещин.
    Сушу с корой, ибо люблю включать в композицию и участки коры. Чтобы они не отскакивали и не давали усадки при контрастировании текстуры, делаю предварительную пропитку участка «эпоксидкой», предварительно прогрев изделие до 100-110 С. Её остатки снаружи затем тщательно сошлифовываются.

  • Павел говорит:

    Ждал продолжения дискуссии…
    Придётся монологом:)

    Сушка варкой в подсоленой воде, конечно, выглядит оригинально. Намочить, чтобы высушить. Вся «соль» такой сушки — в соли. Из-за осмотического давления лопаются клетки в древесине. Это способствует быстрому удалению воды из этих клеток. СВЧ обработка даёт то же самое — клетки взрываются изнутри паром.

    Растрескивание при обычной сушке вызвано тем, что более тонкие части древесины высыхают быстрее, давая усадку. Все напряжения «на разрыв» при этой усадке уходят в более толстые, ещё влажные, части и вызывают их растрескивание. Для устранения этого явления можно перенять приёмы из технологии керамики — прокрашивать водонепроницаемой краской (или парафином) именно тонкие части, оставляя свободное пятно древесины как раз напротив её толстой части. Тогда не будет коробления и растрескивания. Не пробовал, ибо с большими капами, не вмещающимися в СВЧ печь, почти не работал, а если и бывали редкие таковые — полностью закрашивал и сушил в кладовке «через кору» в течение года.

Страница 1 из 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*


Сохраните мой сайт в социальные сети и расскажите друзьям!

ekarek jourcomp slavyanki photo-1 flagi sadovyi
chastushki svetvmir eno zkr-1 leebruce kartinki

Посмотрите также эти записи:

Авторские права
Использование материалов с подписью "iz-dereva-svoimi-rukami.ru" возможно только при наличии прямой индексируемой гиперссылки на cайт iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Введите ваш e-mail

Последние комментарии

Обратите внимание!